+7 (495) 780-09-40 (доб. 6139)

info@cemon.ru

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЦЕНТР МОНИТОРИНГА ПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Технологическая модернизация школьных столовых: проблемы и пути решения

Технологическая модернизация школьных столовых: проблемы и пути решения
В ОП РФ обсудили актуальные вопросы развития инфраструктуры социального питания
14 февраля в Общественной палате состоялась панельная дискуссия на тему «Актуальные аспекты технологической модернизации школьных столовых: новые формы взаимодействия государства и бизнеса».
В ходе встречи эксперты обсудили результаты мониторинга технологической оснащенности пищеблоков общеобразовательных организаций, основные направления технологической модернизации школьного питания, новые инструменты инвестирования в развитие инфраструктуры школьного питания, такие как концессия, международное частное и государственно-частное партнерство, офсетный контракт.
«Прошло два года, когда Президент запустил один из самых масштабных социальных проектов обеспечения школьников начальных классов бесплатным горячим питанием. И за это время стало понятно, что крайне сложно обеспечить безопасное питание для школьников с той материальной базой, которую мы имеем сегодня. Напомню, что ее выстраивали еще в 60–70 годах прошлого столетия. Соответственно, вскоре после запуска проекта встал вопрос о том, как реконструировать и оснастить пищеблоки современным технологическим оборудованием» — сказала Светлана Казаченок, заместитель председателя Комиссии ОП РФ по экспертизе общественно значимых законопроектов и иных правовых инициатив.
Эксперт отметила, что по предварительным расчетам единовременно на модернизацию пищеблоков требуется около 50 миллиардов рублей. Затем ежегодно для поддержания инфраструктуры 16–17 миллиардов.
«Конечно, это огромные суммы, и в данной ситуации без социально ориентированного бизнеса не обойтись», — подчеркнула она.
Валентина Иванова, научный руководитель Федерального центра мониторинга питания обучающихся, член Общественного совета при Министерстве просвещения РФ, добавила, что, во-первых, по прошествии этих двух лет стало очевидно, что совершенствование и выход на соответствующие нормативы невозможен на старом оборудовании. Во-вторых, все это достаточно сложно осуществить, не внедряя новые формы взаимодействия государства и бизнеса.
Также она рассказала о статистических данных, согласно которым в Алтайском крае 23 процента пищеблоков требуют реконструкции и капитального ремонта. И для этого необходимо минимум 215 миллионов рублей. В Карачаево-Черкесской республике 57 процентов пищеблоков не соответствуют нормативам. В Волгоградской области требуется 1,5 миллиарда рублей на замену изношенного оборудования. И это только несколько регионов из целого списка.
«В каждом регионе разработаны региональные стандарты. Также есть информация о том, что целый ряд регионов завершает эту работу. Таким образом, можно сделать вывод, что активно идет такого рода деятельность, но самое главное, что в региональных стандартах задаются требования, которые бизнес должен учитывать для вхождения в систему организации школьного питания», — сообщила эксперт.
О работе Министерства просвещения РФ в направлении модернизации столовых и школьных пищеблоков рассказал представитель ведомства Алексей Беленький. По его словам, в государственной программе модернизации и капитального ремонта будет задействовано 7300 объектов, из которых 1247 попадают в программу модернизации именно пищеблоков.
Помимо этого, эксперт сообщил, что министерством были разработаны методические рекомендации по родительскому контролю. В данном контексте он обратил особое внимание своих коллег на взаимодействие общественных советов и вопросы мониторинга предоставления бесплатного горячего питания в регионах.
«Сейчас у нас в общественных советах группы, которые будут заниматься вопросами обсуждения капремонта, в том числе ремонта пищеблоков. И здесь я бы предложил общественникам принять в этом активное участие. И начать, наверное, с того, чтобы в начале марта вместе доработать наши методические рекомендации с учетом предложений регионов», — сказал он.
Об опыте Волгограда в решении вопросов модернизации и переоснащения пищеблоков в школьных столовых рассказала Ирина Пешкова, первый заместитель главы администрации города. Так, по ее словам, в городе еще в 2020–2021 годах рассматривалась инициативная концессия, согласно которой предлагалось на примере 23 школьных объектов модернизировать и отремонтировать пищеблоки, дабы увеличить охват детей с 50–60 до 80–90 процентов. Долгосрочность этого проекта подразумевала довольно выгодную для инвесторов окупаемость.
«Но, рассматривая данную инициативу, мы не нашли в правовом поле возможности двигаться дальше, так как 115-й ФЗ не позволяет выделять пищеблоки и заключать концессионные соглашения на базе норм, действующих сегодня. Если говорить об офсетных контрактах, то мы их также анализировали, и с предложенными финансовыми параметрами здесь также есть целый ряд сложностей. Муниципалитеты не могут заключать офсетные контракты. Более того, и объем инвестиций, который предполагается в рамках действующего законодательства, достаточно емкий для муниципального уровня. Поэтому они тоже требуют определенных изменений в законодательстве», — подытожила эксперт.
Надежда Мордовкина, первый заместитель начальника Управления образования и науки Тамбовской области, призвала общественников говорить о технологической модернизации не только школьного питания, но и социального питания в целом. Она отметила, что ресурсы, которые направляются на питание, формируют рынок.
Эксперт рассказала о региональном стандарте детского питания, который действует в Тамбовской области. Так, по ее словам, он устанавливает единые требования к меню, кадровому обеспечению, условиям труда сотрудников пищеблоков, к организации контроля за качеством питания. Важной составляющей данного документа является регламентация вопросов формирования здорового питания детей.
Проблему организации школьного питания и модернизации школьных столовых активно обсуждали и на заседании рабочей группы Государственного совета РФ, о чем рассказал член Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Петр Тултаев. Рабочей группой был проведен мониторинг потребностей регионов в бюджетных средствах для переоснащения школьных пищеблоков, информацию по данному поводу представил 71 субъект РФ, и сумма для решения этой задачи составила почти 44 миллиарда рублей. При анализе данных стало очевидно, что подходы к определению порядка цифр очень расходятся, добавил спикер. Большинство регионов связывали это с тем, что отсутствует система паспортизации материальной базы пищеблоков.
В качестве одного из решений проблемы модернизации и переоснащения пищевых блоков в школьных столовых эксперт предложил формирование системы контроля качества и безопасности социального питания через систему производственно-логистических комплексов. Основным их преимуществом является то, что комплексы берут на себя ответственность за качество и безопасность поставляемой продукции и за осуществление бесперебойных поставок.
Петр Тултаев еще раз подчеркнул необходимость рассмотреть возможность заключения долгосрочных контрактов с операторами питания. Это могло бы решить проблему привлечения инвестиций в модернизацию пищеблоков.
«В долгосрочной перспективе операторы стали бы охотнее вкладывать собственные средства в ремонт оборудования. Когда операторы видят четкие правила игры, они вкладывают в работу свою материально-техническую базу», — сказал эксперт.
Сергей Симоненко, директор НИИ детского питания, предложил рассмотреть необходимость сделать акцент на производстве специализированных продуктов питания.
«Мы разработали базовые стандарты организации питания, в которые входят базовый стандарт организации питания в детских коллективах, типовые рационы питания с перечнем ассортимента и методика планирования развития производства продуктов высокой степени готовности с заданными характеристиками. Все это мы сделали на основании того, что во главе угла стоят специализированные продукты питания, которые сейчас находятся в некоем дефиците», — поделился он.
Подводя итоги, Юрий Сидоренко, профессор Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова, предложил поработать над двумя ключевыми задачами. Первая — разработка системы требований по организации школьного питания, а вторая — разработка системы контроля исполнительных дисциплин.
Если говорить о реализации первой задачи, то здесь, по словам эксперта, лучше всего работать через систему региональных стандартов. К сожалению, на сегодняшний день создание государственного стандарта по заданной теме невозможно, но для того, чтобы добиться унификации, необходимо ориентироваться на технические задания, которые должны находиться внутри тех самых региональных стандартов.
«Что касается вопросов контроля, то тут тоже уже существуют отработанные системы мониторинга, которые, возможно, необходимо доработать и адаптировать под наши современные реалии», — сказал Юрий Сидоренко.
По итогам мероприятия будут сформулированы рекомендации с учетом всех пожеланий и предложений всех участников панельной дискуссии.