5 мая 2022 года Всероссийское педагогическое собрание и Бюро расследований Общероссийского народного фронта совместно с Федеральным центром мониторинга питания обучающихся при участии Министерства просвещения РФ провели панельную дискуссию «Использование сельскохозяйственной продукции пришкольных участков для питания обучающихся в образовательных организациях». Мероприятие проходило в режиме видеоконференции, что позволило присоединиться более 1200 участникам из 22 регионов страны. Среди участников были представители Совета Федерации, Государственной Думы, Министерства просвещения РФ, Роспотребнадзора, Россельхознадзора, Общероссийского народного фронта, директора агрошкол, профильных образовательных организаций СПО, активисты Всероссийского педагогического собрания.
Вопрос развития сельхозпродукции на пришкольных участках одновременно включает в себя три важные государственные задачи: продовольственная безопасность, здоровое питание школьников и развитие кадров на селе. Об этом заявил председатель Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию А.П. Майоров, выступая на панельной дискуссии. Он отметил важность обсуждаемой тематики и готовность Комитета Совета Федерации на законодательном уровне проработать предложения участников дискуссии.
Первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам В.Н. Плотников отметил важность трудовой составляющей в использовании пришкольных участков. В этом вопросе нужно оказать поддержку учителям в нормативно-правовом поле.
О необходимости использования возможностей агрошкол России говорила председатель Всероссийского педагогического собрания В.Н. Иванова. По ее словам, поскольку каждая вторая школа – это сельская школа с соответствующими ресурсами для обеспечения продовольствием и развитием села, вопрос реализации сельской продукции очень важен, он требует законодательного обеспечения.
Руководитель Бюро расследований ОНФ В.А. Алексеев обозначил три проблемы развития школьного питания: труднодоступные территории, длинная цепочка поставок и неясность рынка сельскохозяйственной продукции. По его словам, хороший опыт стимулирования внутреннего потребления представлен только двумя регионами – Республикой Башкортостан и Вологодской областью.
Решения, по которым на данный момент можно выстраивать работу, Валерий Алексеев также сгруппировал в три направления: развитие агродеятельности в школах, стимулирование фермерских поставок внутри регионов, разработка отдельной программы по потреблению местной продукции в труднодоступных школах России.
Начальник отдела Минпросвещения РФ А.Ю. Беленький озвучил готовность ведомства участвовать в проработке этих вопросов с целью принятия конкретных решений.
На пленарной дискуссии директора агрошкол представили уникальный опыт сельскохозяйственной деятельности образовательных организаций. Так, директор Жохсогонской школы Республики Саха (Якутия) В.Д. Петрова рассказала о муниципальном заказе, которую получает агрошкола. Овощи учебного учреждения закупают сады и школы региона. Агрошкола на эти средства развивает свое материально-техническое оснащение. Также Василиса Петрова отметила преимущества работы детского лагеря на базе школы. Здесь дети в летнее время учатся ухаживать за животными и на практике занимаются сельских хозяйством.
Директор Привольненской сельской школы Волгоградской области Л.Ю. Зубкова помимо презентации деятельности агрошколы обозначила проблему, с которой сталкивается каждая агрошкола – отсутствие поддержки со стороны государства. Например, производственная бригада, которая в данной школе действует еще с 1957 года, никак не защищена от неурожая. У агрошкол нет статуса сельхозпроизводителя.
Директор Татановской школы Тамбовской области, председатель Ассоциации «Агрошколы России» О.П. Илларионова обозначила преимущества использования экологически чистой продукции на учебно-опытном участке в мини-агрокомплексе на территории школы. Однако из-за отсутствия статуса сельхозпроизводителя возникают трудности в реализации такой продукции.
Директор Оекской школы Иркутской области О.П. Тыртышная на примере деятельности агрошколы показала, что использование своих же овощей существенно (в 4 раза) удешевляет приготовление первых блюд.
По мнению директора лицея имени Героя России Веры Волошиной Московской области Т.Ю. Хударовой, в каждом регионе должна быть флагманская школа, которая сможет стать поставщиком сельхозпродукции и местом профориентации в аграрном учебно-производственном комплексе.
Начальник отдела Россельхознадзора В.А. Сидорчук напомнил о том, что, согласно основным задачам Россельхознадзора, продукция агрошкол должна быть прозрачна в плане прослеживаемости, важно учитывать все издержки, в том числе и возможное инфицирование животных, что сведет на нет все усилия работы школы по выращиванию, например, мясной и молочной продукции. В этой связи Владимир Сидорчук предложил задуматься о кооперации с опорными фермерами в регионах.
Подводя итоги, Алексей Беленький разделил три направления, которые были обозначены в ходе дискуссии – импортозамещение, развитие агрошкол и воспитание детей через их вовлечение в приусадебную деятельность школ.
В конце мероприятия Валентина Иванова, вновь обратившись к заявленной теме дискуссии, на основе озвученного опыта и проблем выделила два пути использования сельскохозяйственной продукции пришкольных участков: наделение агрошкол статусом сельхозпроизводителя и развитие индивидуального предпринимательства на базе школ.